мифологическая энциклопедия
А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Э.. Ю.. Я..

КЕНТАВРЫ

          (центавры)
         В греческой мифологии кентавры - племя полулюдей-полуконей с лошадиными телом и ногами и человеческими торсом, головой и руками (там, где у коня должна начинаться шея, у кентавра высился человеческий торс). Предком их был Кентавр, сын царя лапифов Иксиона и Нефелы, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион. По другой версии, первого кентавра родила от Аполлона нимфа Стильба, дочь речного бога Пенея (сыном Аполлона и Стильбы был также первый лапиф, поэтому кентавры - родные братья лапифов). Обитали кентавры в лесных чащах горной Фессалии, питались мясом. Кентавры отличались буйным нравом и невоздержанностью - за исключением мудреца Хирона, советчика и воспитателя многих греческих героев. Обладая большой физической силой, в качестве оружия они использовали каменные глыбы и стволы деревьев. Считая себя наследниками Иксиона, кентавры претендовали на земли лапифов, своих соседей, однако до открытой вражды дело не доходило. Царь лапифов Пирифой пригласил их на свою свадьбу с Гипподамией; впервые отведавшие на этой свадьбе крепкого вина, кентавры перепились и впали в буйство.
         Кентавр Эвритион опрокинул стол и поволок невесту в угол пещеры, ухватив ее за волосы; его собратья последовали дурному примеру и набросились на ближайших женщин и мальчиков. Пирифой и его друг Тесей бросились на помощь Гипподамии, отрезали Эвритиону уши и нос и с помощью лапифов вышвырнули его вон. Последовавшая затем битва (кентавромахия), в которой кентавры заживо погребли лапифа Кенея, вдавив в землю стволами деревьев или завалив скалами, продолжалась дотемна. В кентавромахии победили лапифы, и кентавры, изгнанные из Фессалии, поселились в Аркадии. Здесь, по дороге в Эриманф, у кентавра Фола остановился Геракл и встретил радушный прием. Почуяв запах крепкого вина, к пещере Фола со всех сторон ринулись, вооружившись камнями и стволами деревьев, другие кентавры. Фол от страха спрятался, но Геракл смело отразил нападение градом горящих головней. Нефела, богиня облаков и бабка кентавров, пришла им на помощь и пролила на землю сильный ливень. У Геракла ослабла тетива, а земля под ногами стала скользкой. Однако он оказался достойным своей славы и, убив нескольких кентавров, остальных обратил в бегство. При этом случайно был ранен Хирон и погиб Фол. Пущенная Гераклом стрела, пронзив насквозь другого кентавра, на излете вонзилась в колено Хирона. Фол, удивляясь смертоносной силе стрел Геракла, вытащил одну из них из тела погибшего кентавра и нечаянно уронил ее себе на ногу, и яд гидры мгновенно умертвил его. Впоследствии за смерть своих собратьев Гераклу отомстил кентавр Несс. Когда Геракл и его жена Деянира переправлялись через реку Эвен во время половодья, Несс, утверждая, что боги поставили его в этом месте паромщиком за его благочестие, предложил Гераклу за небольшую плату перевезти Деяниру так, что та и ног не замочит, а сам Геракл пусть добирается вплавь. Геракл согласился, заплатил что положено и прыгнул в воду. Вопреки уговору, Несс поплыл в противоположном направлении, держа Деяниру на спине; затем он бросил ее наземь и попытался овладеть ею. Та закричала, призывая на помощь; уже переплывший к тому времени на другой берег Геракл быстро достал свой луге, тщательно прицелился и поразил Несса прямо в грудь с расстояния почти в километр. Умирая, Несс посоветовал Деянире собрать его кровь и заявил, что если натереть ею одежду Геракла, то Деянире никогда не придется жаловаться на супружескую неверность своего мужа. Поверившая Деянира быстро собрала кровь Несса в кувшин, ни слова не сказав Гераклу о предсмертном совете кентавра. Спустя некоторое время Деянира решила воспользоваться советом Несса и приворожить к себе мужа. Соткав Гераклу нарядный хитон для жертвоприношений, она открыла хранившийся у нее кувшин, смочила в нем кусочек ткани и натерла им хитон. Когда Геракл надел хитон, тот сразу прирос к его телу, причиняя невыносимые страдания, заставившие героя покончить с жизнью самосожжением.

(Источник: Легенды и мифы Древней Греции и Рима. Кондрашов А. П., 2005)

 

(c) Мифологическая энциклопедия